Междисциплинарные исследования в науке и образовании
Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 с. (Серия «Gaudeamus»)
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - организация исследовательской деятельности, предусматривающая взаимодействие в изучении одного и того же объекта представителей различных дисциплин. Внимание к междисциплинарным исследованиям и даже выделение их в специальный тип исследовательской деятельности относится ко второй половине XX в., хотя обсуждение различных аспектов междисциплинарного взаимодействия традиционно привлекало исследователей науки, историков и философов науки. Успешное осуществление междисциплинарных исследований предполагает одновременное решение трех видов проблем: 1) методологической (формирование предмета исследований, в котором объект был бы отражен таким образом, чтобы его можно было изучать средствами всех участвующих дисциплин, а полученные в ходе исследований результаты могли уточнять и совершенствовать исходное изображение); 2) организационной (создание сети коммуникаций и взаимодействия исследователей, с тем чтобы они могли профессионально участвовать в получении и обсуждении информации, а также привлекать к нему своих коллег из соответствующих дисциплин); 3) информационной (обеспечение передачи прикладных результатов междисциплинарного исследования в практику принятия решений и их технологического воплощения и одновременно передачу собственно научных результатов, полученных участниками, для экспертизы в системы дисциплинарного знания). Практика реализации крупных междисциплинарных проектов, где вся эта проблематика вынужденно формулируется в явной форме, позволила накопить уже довольно большой опыт.
Ключевую роль играет методологическое обеспечение междисциплинарных исследований, которое предполагает создание предметной конструкции, функционально аналогичной предметной конструкции дисциплины. Поскольку предмет исследования невозможно «сложить» из его дисциплинарных изображений, акцент делается на развитии описаний совокупностей и массивов эмпирических данных, их структуризации и превращения баз данных в базы знаний.
В условиях все большей глобализации науки особое значение приобретает комплекс проблем, связанных с передачей результатов крупных междисциплинарных исследовательских проектов в практику. (См. научная дисциплина, управление наукой).
Э.М. Мирский
SYNERGETICS / СИНЕРГЕТИКА
Синергетика: лозунг или наука?
...Что же такое синергетика? Всего лишь призыв к объединению различных областей знания? Или действительно существующая дисциплина, в соответствии с первым значением термина? Но тогда — в чем ее предмет? Каковы методы? Не дублирует ли она уже существующие направления? Короче говоря, не возникла ли эта дисциплина-мираж, упоминание о которой не найти в словарях, вслед за эффектным термином?
Внимание! Выборы!
На конгрессе рассматривается вопрос членства:
Доцента МАН
Магистр экологии, Ассоциированный профессор социальных наук Джамалетдинов Родион Халилович. Преподаватель географии и биологии. Специализированная школа-гимназия для одаренных детей с обучением на трех языках № 30 Казахстан
Академика МАН
Доктор педагогічних наук, професор Чепіль Марія Миронівна. Завідувач кафедри загальної педагогіки та дошкільної освіти. Дрогобицький державний педагогічний університет
імені Івана Франка
Член-корреспондента МАН
Кандидат философских наук, профессор, заслуженный учитель Российской Федерации, Золотовская Людмила Алексеевна. Профессор кафедры военно-социальной и воспитательной работы. Военно-технический университет при Федеральном агентстве специального строительства
Академика МАН
Доктор педагогических наук, доцент, Борисова Елена Владимировна. ГБОУ ВПО «ТвГТУ», г. Тверь, Россия
Академика МАН
Доктор педагогических наук, профессор, Солодовая Евгения Александровна. Заслуженный работник высшей школы Российской федерации; Действительный член академии педагогических и социальных наук. Академик Народной академии наук. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Государственный научно-методический центр». Область научных интересов: Педагогика, синергетика, математическое моделирование систем с памятью, трансдисциплинарность, высокие гуманитарные технологи. Россия, г. Москва.
Внимание! Выборы 2013.
Доцента МАН
Кандидат географічних наук, доцент Корнус Анатолій Олександрович. Доцент кафедри загальної та регіональної географії. Сумський державний педагогічний університет ім. А.С. Макаренка. Область наукових інтересів: фізична географія, картографія.
Член-корреспондента МАН
Доктор наук з державного управління, доцент Шпекторенко Ігор Валентинович. Професор кафедри філософії, соціології державного управління. Дніпропетровський регіональний інститут державного управління Національної академії державного управління при Президентові України. Область наукових інтересів: соціальна, академічна, професійна, культурна мобільність, процес професіоналізації кадрів, управління персоналом, робота з персоналом.
Внимание! Выборы сентябрь 2013.
Считаете ли Вы междисциплинарную науку как отдельную науку в Паспорте специальности ВАК Украины (России, странах СНГ)? Ответьте пожалуйста! Ответ отнимет у Вас только время перехода на новый сайт МАН http://man-ua.edukit.kiev.ua/
|
Культурология
Этнос и личность
Тойирова Л.И. 1, Тойирова Ш.И. 2
1. Преподаватель кафедры «Психология и философские науки» Ташкентского Исламского университета 2. Преподаватель кафедры психологии Бухарского государственного университета
Резюме:
Известно, что ребёнок не рождается с готовым набором склонностей, типичных для его этноса. Он биологически наследует от своих родителей только расовые черты и некоторые психологические свойства.
Ребёнок в момент рождения лишь кандидат в человека, писал профессор Пьерон, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми.
Как формируются своеобразные этнические свойства у представителей нации?
Постоянно испытывая на себе воздействие одних и тех же природных условий, социальной среды и жизненных явлений люди приобретают определённую способность – глубже, чем другие подмечать в них особенные черты. Воздействие внешнего мира на человека, запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли, словом – в виде “идеальных явлений”, в том виде они становятся “идеальными силами”. Поэтому для понимания и объяснения своеобразного восприятия, мышления, воли, т.е. высших психических функций у представителей нации, нужно выйти за пределы организма, и искать их корни в общественно- историческом развитии народа, особенностей окружающей его природы.
Ключевые слова: Этнос и личность
Библиографическая ссылка
Тойирова Л.И., Тойирова Ш.И. Этнос и личность // Междисциплинарные исследования в науке и образовании. – 2017. – № 6H;
URL: mino.esrae.ru/190-1566 (дата обращения:
16.01.2021).
Просмотры статьи
Сегодня: 136 | За неделю: 136 | Всего: 483
|